АЛЕУТЫ:
ОТ МАГИЧЕСКОГО ОБРЯДА ДО ИНСЦЕНИРОВОК

(журнал "Народное творчество, № 1 - 2003 год)

Алеут - охотник в промысловой камлейке, деревянном головном уборе, в руках - метательная стрелка, на который закреплен пузырьКомандорские острова, открытые в 1741 году экипажем судна «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга, оставались вплоть до 1819 года практически необитаемыми. Позже в качестве рабочей силы на острова привозили русских, украинцев, коми, зырян, киргизов и даже цыган. С Камчатки кроме алеутов были переселены кадьякцы, курильцы (айны) и камчадалы. После продажи Алеутских островов Америке, Командорские острова были присоединены к Петропавловскому округу Камчатки.

Историю традиционной и современной хореографии алеутов Командорских островов можно разделить на три периода.

Хореографическая культура алеутов первого периода (с 1826 по 1867 год), переселенных с Лисьевских, Андреяновских островов на остров Беринга, с островов Атту и Атхи на остров Медный, мало чем отличалась от традиционной хореографической культуры алеутов Алеутских островов. Сохранялись традиционные орудия промысла, транспорт, жилище, одежда, головные уборы, обувь, украшения. Бытовали легенды, сказки, танцы, сопровождаемые песнями и игрой на национальных инструментах.

Традиционное хореографическое искусство алеутов в этот период состояло из многочисленных танцев, исполняемых на торжественных и общих праздниках (как правило, они были ритуальными или обрядовыми), и из танцев для простых и частных торжеств (сольных, имитационно-подражательных и развлекательно-игровых).

Существовали и культовые пляски — пляска для творца «Агу'гук'» всего видимого и невидимого. Шаманы в масках и личинах с помощью одних плясок вызывали души умерших воинов, охотников и родственников; с помощью других — духов, действующих на человека в пользу и во вред. Отдельные пляски посвящались духам промышляемых морских зверей и птиц, встречались пляски очищения огнем (пляска шамана перед зажженным светильником). Исполняя самые древние тотемные пляски, алеуты перевоплощались в морских животных и птиц, подражая их пластике.

Охотник с острова Уналашки в головном уборе, украшенном сивучьими усами - Из коллекции Г. СарычеваНациональная одежда состояла из мужской нарядной парки — верхней одежды в виде двойной меховой рубахи с капюшоном, сшитой из птичьих шкурок; женской нарядной парки из шкур диких песцов или лисиц; комлеи, сделанной из кишок сивуча, богато украшенной орнаментом, а также головных уборов, обуви, охотничьих и бытовых принадлежностей, сопровождавших эти обряды и ритуалы.

Пляску всегда начинали мужчины — с запева и игры на бубнах. Женщины подхватывали и продолжали. По тому, как использовались обрядовые ритуальные пляски, их можно разделить на мужские и женские, общие и индивидуальные, стоячие и сидячие. Сидячие танцы-инсценировки наиболее древние, в них «танцевала» верхняя часть тела, голова, руки и лица. Стоячие отличались пружинистыми движениями на полусогнутых ногах с наклоном корпуса вперед, резкими поворотами, различными положениями рук.

Пляски в основном были сольными или малочисленными — два-три участника. Исполнялись они, как правило, в закрытых помещениях — бараборках (полуподвальных жилищах алеутов), реже — на открытых площадках, специально для этого предназначенных. Из-за пространственной ограниченности бараборки в праздниках и представлениях не могло участвовать большое число исполнителей.

Женщина с острова Уналашки в традиционной одежде. Из коллекции Г. СарычеваВторой период в развитии хореографического искусства командорских алеутов начинается с завершением деятельности Российско-Американской компании в 1867 году. Три года «беспризорности» были ужасными. На Командоры хлынули предприниматели, купцы, авантюристы. Они за бесценок получали пушнину и шкуры морских зверей, предлагая взамен неходовые промышленные товары, спаивали местных жителей.

Это подтверждал в 1910 году журналист и камчатский уездный начальник А.П. Силицкий: «Алеуты — самый бедный народ в мире, уже вымирающий. Причина та, что общество попросту обманывает алеутов, снабжая их за добытых зверей всякой дрянью, например духами, граммофонами, побрякушками, а затем спиртом, ромом, виски и прочими горячительными напитками, хотя ввоз их на острова запрещен. Расплата за зверей товарами, таксируемыми как бог на душу положит, а главное — спаивание инородцев — вот корень их бедности».

Тоен - вождь племени алеутов. Из коллекции Г. СарычеваТретий период в истории хореографического искусства Командорских островов можно разделить на две части. Первая началась с 1923 году, когда на Командорских островах после ликвидации иностранной интервенции установилась советская власть. Танцы в этот период на островах приняты такие же, как на Камчатке: «Восьмера» и «Кадриль». Древний национальный алеутский танец теперь помнят только старики.

В начале 60-х годов XX века на Командорских островах работают многочисленные экспедиции с участием этнографов, лингвистов, фольклористов, языковедов, музыковедов, историков. Этот период характеризуется бурным подъемом и развитием культуры самих алеутов.

В этих экспедициях фиксируются национальные песни на алеутском языке, разнообразные игры, сказки, рассказы, танцы-инсценировки, имитационно-подражательные танцы. Лингвист Г.А. Меновщиков фиксирует два диалекта — беринговский и медновский, на основе которых формирует алеутско-русский словарь.

Вторая часть третьего периода начинается с 1970 года, когда на Командорских островах был организован Алеутский национальный район. Для укрепления темпов экономического развития на острове Беринга в селе Никольском сосредоточиваются все производство и все население Командорских островов. В результате село Преображенское прекращает свое существование, а на острове Медном производятся только сезонные работы.
Качественно новый этап в развитии хореографического искусства коренного населения Командорских островов ознаменовался появлением сценических танцев. Открывались хореографические отделения в музыкальных школах, национальные клубы по интересам, формировались фольклорные ансамбли. Работая с ансамблем «Унанган» («Алеут»), мне пришлось тщательно изучить все сохранившиеся танцы. Их можно разделить на три группы.

I. Национально-ритуальные — Чачкух', Ух'дух'», Силитих', К'аг'анадах' — исполняются под горловые выкрики х'и-х'и, х'а-х'а, х'а-х'а, х'и-х'и, удары в ладоши и аккомпанемент национального бубна — чайах'.

Ансамбль II. Танцы, заимствованные алеутами у других народов. Они в свою очередь делятся на заимствованные, но переработанные и имеющие алеутское название (Тулукызах', Карагох', Баланс), и заимствованные, но сохранившие свое первоначальное название (Восьмера и Кадриль).

Тулукызах' — танцевали только на острове Медном. Состоит из шести частей-фигур, по своему построению напоминает кадриль.
Карагох' (от старорусского слова карагот — хоровод) — шуточный алеутский танец.

III. Имитационно-подражательные танцы (Топорок, Ворон) и танцы-инсценировки («Охота на нерпу», «Охота на глупую нерпу»).

Первой серьезной работой фольклорного ансамбля «Унанган» была постановка вокально-хореографического представления «О злом Амкитух'е и добром охотнике Майг'нах'е» по алеутской легенде «Тиглам кануги» (Сердце орла).

Позже были разработаны и поставлены сценические танцы Ух'удух' («Танец с жирниками», Чачкух' («Пояс»), «Сражение», К'аг'анадах («Танец радости»), Саранам таягуниш («Мужчины с Саранного озера»), Алеуточка.

Ансамбль В 1983 году мною была подготовлена программа, с которой национальный фольклорный ансамбль «Унанган» выступил в Москве на конференции по проблемам развития культуры и искусства народностей Севера. Был снят документальный фильм о командорских алеутах. Ансамбль был показан в программе «Народное творчество» Центрального телевидения. Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» сделала запись песен и танцев для выпуска пластинки.

Поездка в Москву и встреча с другими коллективами народов Севера дала импульс к дальнейшему развитию национальной культуры на Командорских островах. Стали создаваться новые песни и танцы. Стихийно возникли семейные ансамбли, в которых старшее поколение обучало молодежь и детей исполнению национальных песен и танцев.

ВЯЧЕСЛАВ НИЛОВ,
заместитель декана по науке хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусства

Предлагаем вниманию наших читателей песенно-танцевальную картинку, созданную по мотивам алеутской легенды, в которой повествуется о том, как рыбаки ловили рыбу, а поймали прекрасных девушек.

САРАНАМ ТАЯГУНИШ
(Мужчины с Саранного озера)
Запись и постановка танца В. Нилова
Музыка народная
В композиции участвуют шесть человек — три девушки-рыбы и трое юношей-рыбаков. Музыкальный размер 4/4.

Костюмы исполнителей

Костюм девушки — платье цельнокроеное, с длинными рукавами, приталенное, книзу расширяющееся. Ворот, верхняя часть груди и спины отделаны национальным орнаментом из бисера, тесьмы, полосок меха.

Головной убор — из меха темно-коричневого цвета с небольшим возвышением спереди, орнаментирован тесьмой в нижней и центральной части, концы тесьмы свисают сзади, к ним привязываются клювы морских птиц — топорков. Головной убор напоминает голову птицы.

Костюм юноши — рубашка из плотного материала бордового цвета, прямого покроя и не очень длинная. Воротник — стойка. Ворот, верхняя часть груди и спины орнаментированы так же, как женское платье. Брюки светло-кофейного цвета, отделанные понизу орнаментом, ленточками, кусочками кожи.

На ногах у исполнителей торбаза (сапожки) из меха сивуча.

Описание танца

На сцене женщины. Они поют алеутскую песню, сопровождающую танец:

С Саранного жду я мужчин,
Хочу скорее встретиться с ними.
Сверху идут мужчины,
Здоровые, веселые, сильные,
Возвращаются домой.

Парень любит одну девушку,
Но не знает, будет ли она его.
Они любили друг друга,
Но пока парень был на промысле,
Девушку отдали замуж за другого.
И все-таки у парня есть надежда,
Что они останутся вместе.

Перед началом танца партнеры стоят с правой стороны за кулисами: первый юноша — у верхнего правого угла, второй — во второй кулисе, третий — у нижнего правого угла. Девушки стоят с правой стороны у второй кулисы друг за другом.

Первая фигура (8 тактов)

1—4-й такты. Юноши выходят простым шагом с носка правой ноги на середину сцены и останавливаются по диагонали, имитируя, что в левой руке у них дощечка с леской, в правой — крючок с грузилом.

5-й такт. Танцующие поворачиваются через левое плечо и одновременно делают взмах: забрасывают леску с грузилом в воду (рис. 1).

6—8-й такты. Юноши отходят назад, имитируя вытягивание закинутой лески с грузилом из воды. Одновременно девушки, взявшись за руки, на полупальцах появляются на сцене (рис. 2).

Вторая фигура (8 тактов)

1—2-й такты. Юноша, стоящий крайним с левой стороны, кладет перед собой на землю свою дощечку с леской и приглашает на танец понравившуюся ему девушку.

3—4-й такты. Первая образовавшаяся пара исполняет движение 1 лицом к зрителю. В это же время образуются еще две пары (рис. 3).

5—8-й такты. Все исполняют движение 1; взявшись за руки, двигаются от правых кулис к левой и выстраиваются в линию (рис. 4).

Третья фигура (8 тактов)

1—4-й такты. Юноши и девушки, взявшись за руки, линейнообразно движением 2 двигаются вперед, затем на последнюю четверть 4-го такта делают поворот через левое плечо.

5—8-й такты. Этим же движением двигаются назад (рис. 5).

Четвертая фигура (8 тактов)

1—8-й такты. Танцующие исполняют петлю. Движением 3 (зигзаг) имитируют движение вытаскиваемой рыбы (рис. 6), на конец 8-го такта выстраиваются по диагонали (рис. 7).

Пятая фигура (8 тактов)

1—4-й такты. После движения «зигзаг» девушки как бы срываются с крючка, пытаются скрыться в воде, уплыть. Они быстро образуют из линии полукруг и приседают справа на авансцене (рис. 8).

5—8-й такты. Юноши в недоумении, но, быстро сориентировавшись, берут в руки дощечку с леской, раскручивают ее, забрасывают в воду и вновь вытаскивают «рыбок», каждый себе в пару (рис. 9).

Шестая фигура (8 тактов)

1—4-й такты. Танцующие исполняют движение 4 в паре вправо.

5—8-й такты. Партнеры повторяют исполненное движение влево.

Седьмая фигура (4 такта)

1—4-й такты. Юноши и девушки, исполняя движение 2, уходят в глубь сцены, расходясь парами за кулисы.

Описание движений

Движение 1. Основной ход с покачиванием из стороны в сторону — волна (1 такт).

Исходное положение — шестая позиция ног. Руки опущены. Партнеры стоят лицом к зрителям.
На счет «раз — и» — шаг правой ногой в сторону, перенос тяжести тела на правую ногу.
На счет «два — и» — перенос тяжести тела с правой ноги на левую.
На счет «три» — перенос тяжести тела с левой ноги на правую.
На счет «и» — шаг накрест левой ногой через правую.
На счет «четыре» подставить правую ногу к левой в шестую позицию на полупальцы.
На счет «и» — маленькое приседание в шестой позиции.
Движение исполнять легко, раскачиваясь из стороны в сторону, делая одновременно головой движения вправо, влево, через низ, вверх, вниз.

Движение 2. Ход вперед с поворотом (4 такта)

Исходное положение — шестая позиция ног. Руки внизу соединены. По мере движения руки поднимать вверх перед собой на уровне головы, повернув корпус направо, левая рука каждого исполнителя согнута в локте, правая рука вытянута и лежит на левом плече впереди стоящего лицом к зрителю исполнителя.
1-й такт. На счет «раз — и» — шаг с правой ноги вперед.
На счет «два — и» — шаг с левой ноги вперед.
На счет «три» — шаг с правой ноги вперед.
На счет «и» — поворот вправо на 90°, подставив левую ногу к правой в шестую позицию на полупальцы.
На счет «четыре — и» медленно опуститься с полупальцев в небольшое полуприседание лицом к зрителю.
2-й такт. На счет «раз — и» развернуться к зрителю, сделать шаг с левой ноги вперед.
На счет «два — и» — шаг с правой ноги вперед.
На счет «три» — шаг с левой ноги вперед.
На счет «и» — поворот влево на 90°, подставив правую ногу к левой в шестую позицию на полупальцы.
На счет «четыре — и» медленно опуститься с полупальцев в небольшое полуприседание лицом к зрителю.
3-й такт. На счет «раз — и» исполнители поворачиваются через левое плечо и, начиная движение 2 с правой ноги, продвигаются в глубь сцены.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» движение повторяется, как в 1-м такте.
4-й такт. Движение повторяется сначала.

Движение 3. 3игзаг (1 такт)

Исходное положение — шестая позиция ног.
За такт — подняться на полупальцы обеих ног.
На счет «раз» — шаг левой ногой в сторону по линии танца, опуститься с полупальцев в небольшое приседание.
На счет «и» — шаг с правой ноги, поставить ее сзади накрест левой, одновременно подняться на полупальцы и поднять левую пятку.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» повторить исполненное на «раз — и».
Движение повторяется четыре раза.

Движение 4. Припадание в паре (2 такта)

Исходное положение — шестая позиция ног. Руки опущены вниз, кисти немного приподняты. Исполнители стоят друг против друга.
Затакт — танцующие пары поднимаются на полупальцы обеих ног по шестой позиции.
1-й такт. На счет «раз» — шаг правой ногой в сторону по кругу, опуститься с полупальцев в небольшое приседание.
На счет «и» левую ногу поставить сзади накрест правой ноги, одновременно подняться на полупальцы и поднять правую пятку.
 На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» повторить исполненное на счет «раз — и».
Движение повторяется четыре раза. В ходе движения по кругу танцующие пары меняются местами.
2-й такт. Затакт — танцующие пары поднимаются на полупальцы обеих ног по шестой позиции.
На счет «раз» — шаг с левой ноги в сторону по кругу, опуститься с полупальцев в небольшое приседание.
На счет «и» правую ногу поставить сзади накрест левой ноги, одновременно подняться на полупальцы и поднять правую пятку.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» повторить исполненное на «раз — и». Движение повторяется четыре раза. Двигаясь парами по кругу в противоположную сторону, партнеры приходят к исходному положению.


РЕКЛАМА: